» » Сочинение на тему: "Духовная ода «Пророк» А.С. Пушкина Восприятие, толкование, оценка"

Сочинение на тему: "Духовная ода «Пророк» А.С. Пушкина Восприятие, толкование, оценка"



В 1826 году, находясь в Михайловском и размышляя о предназначении поэта в обществе, А.С. Пушкин написал одну из своих самых известных и выдающихся работ - стихотворение «Пророк». Многие исследователи полагают, что Пушкин настолько был поражен нещадной расправой нал декабристами, что посветил этому свою работу.

По жанру стихотворение относят к духовной оде, потому что оно тесно связано с философскими гражданскими одами Державина и Ломоносова. Как и положено, в оде, речь выдержана в ораторском возвышенном суровом тоне. Пушкин пытался донести до читателя всю сложность и значимость предназначения поэта-пророка, пытающегося внести очищение и просветление в сердца людей. Это и явилось главной темой стихотворения.

В произведении четко определяются три части. В первой части идет повествование о бесцельной жизни героя, которую он вел до обретения дара провидения. Вторая часть рассказывает о чуде, которое полностью изменило всю жизнь героя – это встреча с ангелом. А уже в третьей части мы видим то, что ждет нашего героя дальше, его предназначение, о том, в чем заключается его миссия как поэта.

Экспозицией является первое четверостишье, где лирический герой представлен слабым, никому не нужным, имеющим не легкий жизненный путь. Этот человек живет пока что бесцельно и жизнь его не дает покоя его душе. Поэтому он не знает какой путь ему избрать, что выбрать своей целью, потому то он, «духовной жаждою томим», оказался «на перепутье». Явление герою «шестикрылого серафима» в сюжетном действии является завязкой. Ангел, причиняя физическую боль герою, изменяет его духовно и меняет его взгляды на мир. Именно в этой части происходит действие, которое направляет к кульминации. Легкими и осторожными действиями, ангел дарует герою сначала вещее зрение, затем вещий слух. После обретенного дара ангел, вместо «праздного и лукавого» языка, «вложил десницею кровавой» язык мудрый. Герой же при этом испытывает острые физические страдания.

Сцена получения героем обновленного, чистого сердца, является кульминацией. Это сердце того, кто объективно воспринимает все происходящее, сердце открытое всему миру, более мудрое сердце.

В развязке герой является читателю полностью преображенным и освобожденным от всего мирского. Он слышит божий глас и внемлет ему. Новый возрожденный герой исполнен желания нести людям свет истины.

Удивительно сильная жажда творческого познания обозначена в этой духовной оде. Очистившись от всего лишнего, человек готов донести до людей истину, готов к настоящему подвигу. Вытерпев множество испытаний и пережив сильные мучения, человек становится пророком. Лишь отрешившись от слабостей людских, человек способен стать гласом божьим. Именно эту идею хотел донести до нас автор. Именно с этой точки рассматривали стихотворение критики-современники Пушкина. Они отмечали, что основой идеи произведения стала идея борьбы человека, истощенного духовно, со своими пороками, и как результат очищение души и нравственное просветление.

Для наибольшей выразительности и яркости описываемого в стихотворении, Пушкин использует разнообразные стилистические приемы, такие как анафора («…И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем…»), множество эпитетов («легкими перстами»,«пустыня мрачная»), метафора («глаголом жги сердца людей»), сравнение («перстами легкими, как сон»), инверсия («десницею кровавой», «сердце трепетное»). Также автор умело использовал в стихотворении архаизмы: «перст судьбы», «зеница», «десница». Все это придает произведению лиричность, а также подчеркивает стиль духовной оды.
Не нашел, что искал? Поищи в разделах:
Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1

Нашел, что искал? Поделись с друзьями!