Сочинение на тему: "Средства изображения внутренней жизни героя в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского"
Каждая деталь романа (описания природы, интерьера, снов героев, диалогов и монологов) передает в душевное состояние героев в минуту слабоумия и душевного напряжения. Писатель обнажает мысли и чувства персонажей, через экстремальные ситуации. Активно используя «принцип двукратного портретирования», автор по два раза рисует персонажей (поверхностно и глубоко). Например, описание Раскольникова (до и после преступления) и Сони (девочкой и во время визита к Раскольникову).
Критически нищая обстановка, неприятные запахи, жара, описания природы также наделены психологизмом и передают состояние героев и драматизм. Грязный желтый цвет символизирует болезненность героев. Автор открывает подсознание героев через сны. Сон Раскольникова про убийство лошади показывает душевную раздвоенность. Итогом его теории выступает сон о «моровой язве». Характеризуют Раскольникова и персонажи романа: Лужин (на поверхностном уровне), Свидригайлов (на философском) и Соня (внешний двойник).
Прибегая к внутреннему монологу, приему умолчания (герои заменяют слово «убийство») и авторским замечаниям, приему контраста и синонимичным выражениям писатель показывает драматизм, накал атмосферы и оголяет мысли и внутреннее состояние персонажей. Используя «принцип маятника» писатель показывает борьбу противоположных начал, желаний и ощущений. Слова «невольно», «неожиданно для себя», «вдруг» передают невозможность самого героя мотивировать его поведение. Автор сопоставляет реальность и мистику, стирая границы между ними. И наконец, прием «перебивки временных планов», настроение и ощущения преподносятся как испытываемые сейчас, в прошлом и в будущем.
Достоевский описывает внутреннее состояние своих персонажей, а не внешнее, через интонации и речь героев. К телесному он идет через душу, к животному идет через сознание.
Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1